30.11.2023 10:10
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 5263; сегодня: 6.

Почему на свадьбе кричат "Горько" и бьют посуду

Почему на свадьбе кричат

Зачем донские казаки били посуду на свадьбах? Откуда пошел обычай кричать молодоженам: "Горько"? Почему перед началом киносъемок на мелкие части разбивают керамическую тарелку? Об этом и о многом другом рассказала заведующая лабораторией ЮНЦ РАН, кандидат филологических наук Татьяна Гревцова.

Бить посуду на свадьбе - обычай достаточно древний, возможно, даже дохристианский. Об этом известно из письменных источников XV века, где описано бракосочетание русских царей. Ритуал также присутствовал в церковном чине венчания Древней Руси и Сербии, - рассказала Татьяна Гревцева. - Исследователи связывают битье посуды в обрядах и с жертвоприношением, и с символическим отождествлением человека и сосуда, и выражением через его разрушение переломных моментов жизни, и с символическим распределением доли.

Свадебный обряд является одним из важнейших ритуальных переходов в жизни человека. По славянским поверьям, при вступлении в брак невеста как бы умирает для своего рода и рождается заново как женщина и жена.

Битье посуды было распространено у славян при многих значимых действиях. Оно совершалось не только не свадьбе, но и в похоронном, крестинном, календарных, окказиональных обрядах, в медицинской и магической практике. Этим действием желали богатства, плодородия, счастья. И сейчас распространена примета, что разбить посуду - к счастью.

Сохранился ли этот красивый свадебный обычай на Дону?

Татьяна Гревцова: На III Всероссийском совещании славистов, который проводится раз в десять лет, мой доклад был посвящен варьированию семантики битья посуды в свадебном обряде казаков. 

Донские казаки - субэтническая группа русских, чья традиционная культура имеет значительное сходство с культурами материнских южнорусских территорий. Поэтому и на казачьей свадьбе бьют посуду при встрече молодых после регистрации брака в доме жениха, на второй день свадьбы, в конце всех гуляний. 

В свадебном обряде донских казаков существуют различия в разбивании посуды, поскольку наш край заселяли выходцы из разных русских и малороссийских губерний, которые приносили сюда свои обычаи. В Усть-Донецком и Семикаракорском районах разбивают тарелку при встрече молодых, на Среднем Дону - на второй день свадьбы в знак "честности" невесты, на Верхнем Дону и Хопре горшок разбивают на животе у тещи или свекрови в знак того, что у нее "родилась" невестка. Повсеместно на Дону молодые подметали черепки разбитой посуды, что было испытанием их хозяйственных умений.

Обряды других групп казаков, как и донские, имеют общую восточнославянскую основу, поэтому на свадьбах здесь тоже бьют посуду. У кубанских казаков, как и у донских, на второй день свадьбы разбивали большой горшок на животе у тещи или свекрови. При этом сообщали, что мать жениха родила себе дочку. У сибирских казаков во время свадебного застолья молодые пили из одной рюмки, которую потом разбивали об пол. У сибирских, оренбургских и уральских казаков на второй день свадьбы били посуду в знак совершения брачной ночи и "честности" новобрачной. Все эти варианты разбивания посуды, хотя и совершаются при разных обстоятельствах, символизируют переход молодых, и прежде всего невесты, в группу женатых людей и его бесповоротность. Недаром на Дону при разбивании посуды говорили: "Невеста была целая, а теперь разбилась" или "Невеста теперь не ваша, а наша".

А киношники перед началом съемок разбивают тарелку? Это тоже эхо традиции?

Татьяна Гревцова: Возможно, разбивание тарелки перед началом съемок является ее отголоском. В народной традиции всякое начало и конец, все первое и последнее отмечено особо. Мы до сих пор загадываем желание, когда впервые едим какое-то блюдо, впервые спим на новом месте, на Новый год, дарим младенцу подарки "на первый зубик". Поэтому большое значение придается и началу съемок фильма.

Видимо, в разбивании тарелки перед съемками объединился весь смысл, связанный с первым, началом, новым и разбиванием посуды на счастье. Если тарелка перед съемками не разбивается, киношники считают это плохой приметой. Каждый участник съемок забирает кусочек разбитой тарелки, что символически приобщает всех к созданию фильма, служит подтверждением причастности к процессу. 

Кто первым разбил тарелку перед началом съемок фильма, неизвестно. Есть версия, что этот обычай пришел в киноиндустрию из театра. В театральном искусстве разбивание стекла на сцене символизировало новое начало, новый спектакль или актерский состав. Таким образом, этот обычай перекочевал на киносъемочные площадки и стал символом начала проекта. Существует легенда, что во время первого съемочного дня фильма "Броненосец Потемкин" Эйзенштейн и вся съемочная группа были готовы к съемкам, кроме актеров, которые, несмотря на призывы ускориться, беззаботно трапезничали. Наблюдая эту картину, Эйзенштейн выхватил тарелку у одного из обедающих артистов и с оглушающим звоном разбил ее о штатив, стоящий неподалеку. После этого вся съемочная группа работала слаженно.

Почему на свадьбах молодым кричат "Горько!"?

Татьяна Гревцова: В свадебном обряде особо значимо противопоставление горького сладкому. Все сладкое (мед, сладкая каша, сладкие напитки и т. д.) наделяется эротическим и любовным смыслом, значимым для свадьбы. Недаром мы до сих пор первый месяц после заключения брака называем медовым. Сладкое выступает постоянным атрибутом губ, связанных и с едой, и с речью, и с эротикой. У русских условным сигналом к поцелую молодых были и другие возгласы гостей о "неполноценности" свадебных блюд: "Масло горькое!", "Каша несоленая!", "Пиво нецежёно!", "Солома в питье!" и другие. В Польше гости кричали, что капуста горькая, чтобы жених поцеловал невесту. Возглас "Горько!" можно рассматривать как свернутый вариант приговора: "Вино горько, надо подсластить!" Так гости побуждали новобрачных поцеловаться и тем самым публично продемонстрировать свою любовь друг к другу, а также продуцировали сладкую супружескую жизнь молодым.

Сейчас я занимаюсь обработкой экспедиционных материалов из Усть-Донецкого района этого года, там интересный материал о свадьбе. Планирую написать статью о локальных вариантах свадьбы района.

Текст: Николай Грищенко. Российская газета.

Фото из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9069 публикаций
Сайт: rg.ru/2023/11/30/reg-ufo/etnolingvist-rasskazala-pochemu-na-svadbe-krichat-gorko-i-biut-posudu.html
Поделиться:

Интересно:

Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
26.11.2024 18:04 Мероприятия
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
14 ноября прошла совместная встреча членов Клуба «Экоздрав» Центра развития здравоохранения Школы управления Сколково и Клуба Сeo Remap, а также партнеров Addwise Executive Search «Благополучие сотрудников. Как создать культуру заботы». В дискуссии принял участие генеральный директор сети клиник...
Мифология Древней Руси
26.11.2024 12:54 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений...
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26.11.2024 09:03 Новости
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26 ноября 1812 года началась битва, которая вошла в мировую историю как сражение на реке Березине. Русская армия, пытаясь отрезать французам пути отхода, преследовала отступающее войска. Главное сражение произошло вблизи города Борисов, ныне это территория Белоруссии. Это битва не только вошла в...
Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...