Крупнейший автомобильный холдинг России «Ключавто» – о важных и интересных темах.
Термин «управляемость» довольно частый гость в рецензиях на транспортные средства. Под ним скрываются все свойства, которые могут хоть как-то повлиять на поведение на дороге, начиная от безопасной и точной реакции автомобиля на действия водителя, устойчивости от заносов и маневренности, заканчивая наглядностью измерительных приборов и удобством органов управления. И, несмотря на его, казалось бы, однозначность и зависимость от законов физики, один и тот же автомобиль может получить совершенно полярные мнения об этой характеристике.
Разные водители, разные мнения.
Разницу в отзывах объяснить довольно просто. Каждый из водителей имеет собственный стиль вождения. И, к примеру, автомобиль, сконструированный исключительно для передвижения по узким городским улочкам, наверняка получит ворох негативных комментариев от местных стритрейсеров из-за медленного разгона и невозможности управляемого заноса, но восторженные впечатления от жителя европейского города, где крупные габариты ТС и малая маневренность считаются критичным недостатком.
Всех водителей, по сути, можно разделить на 3 группы:
1) обычные автолюбители;
2) «гонщики» без умений, но с амбициями;
3) профессионалы.
Для первой группы спокойное и предсказуемое поведение транспорта будет считаться плюсом. На первое место выходит устойчивость при езде по прямой, обилие электронных помощников, предотвращающих срыв в занос.
Вторые, «гонщики», ждут от городского автомобиля спортивной остроты, быстрый разгон и мощность силового агрегата, не обладая даже теоретическими навыками экстремальной езды. Они и будут самыми громкими при критике обычной городской машины, жалуясь на недостаток динамики и слабую поворотливость.
Профессиональные водители предъявляют к «управляемости» транспортного средства очень строгие требования и готовы ради них жертвовать своим комфортом. Идеальным примером такого автомобиля можно назвать болид «Формула-1».
Как центр тяжести автомобиля влияет на управляемость.
Как понятно из вышенаписанного, «хорошая управляемость» – штука очень субъективная, поэтому опираться только на отзывы в выборе автомобиля не стоит. Водителю придется разобрать этот термин на составляющие и понять, как определить хорошо управляемую машину.
Как известно из школьного курса физики, центр тяжести является лучшим центром вращения. Поэтому для регулировки поворотливости и курсовой устойчивости, инженерами было придумано 3 вида компоновки автомобиля: передней привод, центральный привод и задней привод. Как можно понять из названий, речь идет о расположении самого массивного агрегата – двигателя. Центр тяжести всегда будет располагаться рядом с ним, если не установлены специальные противовесы.
Переднеприводная компоновка легковых автомобилей является самой популярной и распространенной. Почему так? Нужно обратиться к физике. Согласно формуле углового ускорения, при уменьшении момента инерции, объекту будет проще набирать скорость при вращении, а поскольку поворот – движение по окружности, это правило применимо для определения поворотливости и маневренности машины. Чем дальше центр тяжести от оси вращения, тем больше сил и энергии на него требуется.
Теперь простым языком. Поскольку на передние поворотные колеса давит вес двигателя и сам центр тяжести смещен к носу, такому автомобилю «легко» ехать прямо и «сложно» сбиться с курса, а значит, водителю при езде по прямой трассе, которых подавляющее большинство, практически не нужно подруливать, чтобы сохранять курс. Но само поведение в повороте при такой компоновке остается отзывчивым и удобным, опять же, из-за центра тяжести.
Как можно догадаться из вышесказанного, самым маневренным классом считается центральный привод. Такая компоновка повсеместно встречается в спортивном сегменте. Ее используют как для ралли, так и для кольцевых гонок. В такие автомобили могут дополнительно устанавливаться противовесы для точного расположения центра тяжести в центре корпуса. Эти авто легко срываются в заносы, сила на изменение траектории движения тратится минимальная. Попробуйте покрутить сотовый телефон, держа его за примерный центр или за край. Здесь тот же принцип.
Заднеприводные можно назвать специализированными для езды только по прямой. Яркие представители – болиды «Формула-1» или драг-рейсинга. Инженеры сконцентрировали весь вес в задней их части. Туда же переместили водителя. Такому автомобилю требуется больше сил для смены курса, поэтому пилот может сконцентрироваться на наборе скорости, а не на попытках удержаться на дороге. Серийными заднеприводные автомобили тоже бывают. Обычно они выступают в статусе полуспортивных, хоть и построены, в большинстве своем, на базе версий для гонок.
Какая компоновка удобнее для обычного водителя.
Безопасность, стабильность, комфорт и предсказуемость. Такой автомобиль должен уверенно ехать прямо и не сбиваться с курса, попав на камень или в яму, перед перекрестком плавно затормозить, а при экстренном торможении быстро остановиться, не потеряв контроль.
Водителю не нужно, чтобы колеса срывались в скольжение от мощности двигателя, а он не будет использовать контролируемый занос с ручником для поворотов. Напротив, системы помощи по типу ESP должны сразу вернуть устойчивость при малейших их проявлениях, а сам поворот будет пройдет на минимальной скорости. Для таких требований переднеприводная компоновка подходит лучше всего. Как было написано выше, таких автомобилей большинство на рынке автомобилей, и они соответствуют всем сертификатам безопасности для использования в условиях города.
Справочная информация о компании Ключавто:
«Ключавто» - один из крупнейших автомобильных холдингов России, который в 2021 году отпраздновал свое 20-летие. Первый дилерский центр «Ключавто» был открыт 14 декабря 2001 года в Горячем Ключе.
Сегодня «Ключавто» является официальным дилером автомобилей таких всемирно известных марок, как Audi, Bentley, BMW, Changan, Chery, Datsun, Ford, Fuso, Geely, Haval, Hino, Hyundai, Jaguar, Kamaz, Kia, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mercedes-Benz Trucks, Mercedes-Benz Van, Mitsubishi, Nissan, Renault, Škoda , smart, Toyota, Volkswagen и в настоящее время насчитывает 103 современных автоцентра и 31 автомобильный бренд. Обширная дилерская сеть «Ключавто» представлена автоцентрами в 20 крупных городах страны.