Невзирая на сложную эпидемиологическую обстановку, потребность в донорской крови и ее компонентах остается неизменной: центры, станции и отделения переливания крови по всей стране продолжают свою работу, причем в условиях приостановки массовых и выездных акций. Поэтому сегодня как никогда важно ответственное отношение к донорству, планирование донаций и пополнение рядов доноров крови и ее компонентов.
Несмотря на призыв оставаться дома, сдача крови здоровым человеком без медицинских и социальных противопоказаний – тот поступок, который нужно совершить кадровому донору или тому, кто хочет только начать донорский путь. Ответственный донор координирует свою активность в соответствии с потребностями Службы крови, а в условиях пандемии коронавируса Covid-19 донорские светофоры во многих регионах горят красным светом, сигнализируя о высокой потребности. Пропаганда донорства, обучение организаторов донорского движения удержанию действующих доноров и вовлечению новых – задачи, которые Национальный фонд развития здравоохранения успешно решает в течение нескольких лет, реализуя социальные проекты.
В 2020 году Национальный фонд развития здравоохранения реализует социальный проект #ДонорствокровиРоссии, направленный в том числе на разработку и внедрение готовых решений для качественной пропаганды донорства, рекрутинга новых доноров и удержания действующих в практику организаторов донорства.
Для этого для регионов – участников проекта разработаны информационно-методические комплекты «Быть организатором просто. Регион»: они включают информационно-методические материалы по организации донорского движения, постеры с информацией, предназначенной донорам конкретного региона, мотивационную сувенирную продукцию, презентационные материалы для обучения волонтеров донорства. Комплекты для донорского движения Республики Алтай, Приморского, Хабаровского, Краснодарского края разработаны в едином, объединяющем регионы – участники проекта стиле, но каждый из комплектов имеет региональную специфику.
– Единое дизайнерское решение для всех территорий, на которых реализуется социальный проект #ДонорствокровиРоссии, позволяет донорам различных республик, краев, областей почувствовать себя частью общероссийского донорского движения и при этом увидеть, что организаторы проекта обращаются именно к ним: в символике плакатов, баннеров «Я люблю (свой город – столицу региона) – я донор!» используются стилизованные изображения узнаваемых, знаковых мест региона, его достопримечательности, – рассказывает Елена Стефанюк, директор Национального фонда развития здравоохранения, заместитель руководителя Координационного центра по донорству крови Российской Федерации. – Разработанные информационные плакаты рассказывают о важности регулярного ответственного донорства, о различных аспектах донорства, в том числе в летний период и праздничные дни, при снижении донорской активности – это приложимо и к периоду пандемии. Постеры с информацией о предстоящем дне донора стали не просто афишей, а информационным ресурсом для будущего донора. Также для организаторов донорского движения в зависимости от запроса региона разработаны различные виды сувенирной продукции: это признанный эффективный инструмент мотивации.
Информационные, мотивационные комплекты в будущем могут быть адаптированы под текущую ситуацию развития донорства, в том числе и в других регионах, кроме пилотных регионов проекта #ДонорствокровиРоссии.