Инфраструктурные проекты могут стать мощным рывком для развития экономики России, которая на фоне мировой политической обстановки переживает не лучшие времена. Инвестиции в инфраструктуру, в частности, в железные дороги и высокоскоростные магистрали должны потянуть за собой развитие сопутствующих отраслей. А их (от которых зависит реализация проектов РЖД) - около 19. Об этом говорили на прошедшем в пятницу, 17 октября, международном форуме "Открытый диалог. Строительство. Инновации и партнерство" организатором которого выступил продюсерский центр "Событие".
По словам президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, развитие железных дорог следует использовать для экономического рывка стагнирующей российской экономики. "Как бы банально это не звучало, развитие инфраструктуры должно идти опережающими темпами, оно тянет за собой всю экономику. Примерно 19 отраслей используют проекты "РЖД", чтобы развиваться", - рассказал он.
Это же подтверждается и анализом зарубежного опыта. Без развития существующей инфраструктуры и повышения ее качества предельный экономический рост не сможет превысить 3% в год - этот вывод подтверждает и министерство экономического развития РФ, считает Якунин.
Он прогнозирует, что реализация пакета перспективных стратегических проектов способна обеспечить дополнительный прирост ВВП РФ к 2020г. не менее чем на 1,1-2,5%.
В частности, к стратегическим относятся проекты, которые уже реализуются (в том числе и по поручению правительства РФ). Среди них, например, модернизация Транссиба, реконструкция участка железной дороги Междуреченск-Тайшет, реконструкция участка М.Горький-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского узла и другие.
На проект реконструкции М.Горький-Крымская государство выделяет 88 млрд руб. к 2018г. (включительно), отметил заместитель министерства транспорта РФ Алексей Цыденов. Еще свыше 70 млрд руб. в этот проект вложит "РЖД", уточнил ИА "РБК-Кубань" начальник департамента инвестиционной деятельности компании Дмитрий Мухин.
В целом же в 2014г. объем инвестиционного бюджета "РЖД" составляет 393,1 млрд руб. Из них четверть (100,2 млрд руб.) направлено на реализацию проектов, связанных с поручениями правительства страны. "Многие проекты, такие, например, как Транс-Евразийский пояс "Razvitie" - это государственные проекты. В том смысле, что они окажут колоссальный эффект для развития экономики и страны в целом", - заключает Якунин.
С ним согласен и японский эксперт - руководитель Московского филиала Исследовательского института Номура (NRI) Ивао Охаси. "Я думаю, что у России есть очень большой потенциал экономического роста через развитие транспортной инфраструктуры. Роль правительства и РЖД сейчас очень важна для развития экономики", - сказал он.
При этом роль частных инвесторов в таких проектах тоже сложно переоценить. Однако они неохотно идут в порой неподъемные инфраструктурные проекты. "Конечно, здесь необходим частный капитал", - говорит Цыденов. Он отметил, что в правительстве работают над тем, чтобы сделать проекты в области инфраструктуры более понятными и "привлекательными" для инвесторов. В частности, уже разработан законопроект, который предусматривает снятие ограничений на вновь построенную инфраструктуру. Речь идет о том, что ее нельзя сейчас оставлять в залог, в концессию и т.д. Новый законопроект призван снять эти ограничения и, следовательно, получить более гибкие экономические инструменты для привлечения инвесторов. Он также добавил, что в правительстве уже сейчас находится на рассмотрении ряд законопроектов, призванных сделать инфраструктурные проекты понятнее для инвесторов.
Междуреченск Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.