Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Экономические итоги Олимпиады: импульс для роста или дыра в бюджете?» Её участники считают, что олимпийская инфраструктура поможет России реализовать туристический потенциал Сочи как всесезонного курорта, однако окупаться многомиллиардные инвестиции будут ещё долго. Чтобы ускорить этот процесс, государству необходимо стимулировать приток туристов на сочинские курорты.
Олимпиада принесла России небывалый медальный урожай и давно забытое первое место в общем зачёте. За время подготовки власти инвестировали в Сочи $50 млрд, рассчитывая на экономическую отдачу. Однако, участники организованной «Финамом» конференции не склонны ожидать быстрой окупаемости осуществлённых инвестиций. «Олимпиада – полностью социальный проект, который, по моему мнению, можно признать удачным. Успехи российских спортсменов точно не забудутся, а инфраструктура, построенная к Олимпиаде, надеюсь, будет эффективно использоваться по прямому назначению», – считает аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко.
Экономическая целесообразность проекта и до Игр не была для власти приоритетной, а уж после такого крайне удачного их завершения эта тема вообще может сойти на нет, полагает ведущий аналитик Банка «БФА» Дмитрий Жданов: «По крайней мере, подробного освещения в центральной прессе вопроса “а как там обстоят дела с возвратом вложенных в ОИ госсредств”, уверен, мы не увидим. Зато успехи отечественных спортсменов и тот факт, что “мы обошли и немцев, и норвежцев” будут эксплуатироваться ещё очень и очень долго, что, в целом, общепринятая практика и ничего необычного в ней нет».
Окупаемость инвестиций в олимпийскую инфраструктуру зависит от конечной цели – продемонстрировать миру готовность к выполнению масштабных проектов или создать инфраструктуру для дальнейшего спортивного развития страны, говорит руководитель аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев: «В нашем случае, думаю, что первый фактор превалирует, но выступление сборной на Играх даёт надежду на целевое использование объектов Игр после их проведения». По мнению г-на Абелева, инвестиции в Игры – это инвестиции не только в объекты, но в реализацию возможности зарабатывать на использовании этих объектов в будущем, в связи с чем некоторые из них обычно строятся многофункциональными.
Интегрально Зимняя Олимпиада в Сочи была успешной, уверен финансовый аналитик, замгендиректора Института развития финансовых рынков Валерий Петров: «А для проектов такого рода это главное. Ну, а для региона Олимпиада – это ключевое событие, без сомнений. Например, по подсчётам Forbes, после Олимпиады только дополнительной коммерческой площади в Сочи появится свыше 270 000 кв. м, которую можно использовать в качестве торговых и офисных помещений. Не думаю, что она будет пустовать».
Даже после создания соответствующей инфраструктуры Сочи будет сложно конкурировать с другими курортами, полагают эксперты. «Олимпийской инфраструктурой смогут пользоваться туристы. Однако то, что они захотят ей воспользоваться именно в Сочи и заплатить за это свои деньги, совершенно не очевидно, учитывая огромную конкуренцию в туризме. Все будет зависеть от нас самих», – говорит г-н Петров. «Конечно, кто-нибудь может захотеть в перерыве между пляжными процедурами ещё и в хоккей поиграть. Но <…> вряд ли таких людей будет много», – предполагает директор Института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев. Здесь на первый план встает вопрос стимулирования спроса на пользование услугами в курорте Сочи, добавляет г-н Абелев: «Возможно, стоит сделать упор на уникальность климатического положения города».