Курсы валют
на 22.09.2018Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня суббота, 22.09.2018: публикаций: 10310
Новости. Опубликовано 18.05.2016 10:55  Просмотров всего: 2732; сегодня: 4.

Рейтинг российских регионов в зарубежных СМИ_2015

Рейтинг российских регионов в зарубежных СМИ_2015

Аналитическое агентство «Смыслография» и компания Dow Jones провели очередное исследование восприятия регионов Российской Федерации ведущими англоязычными СМИ. Разработанная специалистами агентства «Смыслография» методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ, проанализированных с использованием материалов информационно-аналитической службы Factiva.com в топ-100 ведущих англоязычных СМИ, включая The Wall Street Journal, Dow Jones Newswire, The Economist, The Guardian, Washington Post и др. Общий балл, присваиваемый каждой территории, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Москва была исключена из общего рейтинга, поскольку ее сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным из-за связанной с ней общефедеральной и международной повестки.

С точки зрения присутствия в ключевых мировых англоязычных медиа российских субъектов федерации итоги 2015 г. нельзя назвать неожиданными. В первой десятке фигурируют регионы, которые и раньше регулярно входили в нее. Их перемещения внутри рейтинга по сравнению с предыдущим годом не носили резкого характера.

Заметным отличием 2015 г. от 2014 г. стало двукратное снижение общего интереса исследуемой выборки СМИ к российским регионам, что, правда, обеспечено преимущественно падением упоминаний Республики Крым. На этом фоне стабильной выглядит повестка, в контексте которой субъекты федерации упоминаются в зарубежных медийных источниках. Ведущим драйвером интереса к российским регионам традиционно стал спорт, прежде всего, футбол. Именно футбол стал основным фактором присутствия в Топе таких субъектов федерации как Республика Мордовия, Краснодарский край, Самарская область. Также на него пришлась заметная доля упоминаний в информационном поле Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Свердловской области.

Большая часть «футбольных» материалов связана с участием команд из соответствующих регионов в российском первенстве, заметно меньшее число сообщений касается подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу-2018. Стоит отметить, что данная тематика не всегда является нейтральной: в фокусе внимания зарубежных медиа не первый год оказываются инциденты с участием российских болельщиков и игроков, которые интерпретируются как содержащие расистскую подоплеку. В 2015 г. СМИ отмечали негативное поведение болельщиков по отношению к чернокожему игроку ФК «Уфа» (Башкортостан). По данному поводу ФИФА обращалась в РФС.

Прочие спортивные сюжеты оказались куда менее значимыми в информационном отношении. Исключением можно считать чемпионат мира по водным видам спорта, прошедший летом 2015 г. в Казани и ставший серьезным драйвером внимания англоязычных СМИ к Республике Татарстан. Не обошла стороной российские регионы и широко обсуждаемая за рубежом проблема использования допинга отечественными спортсменами. В данном контексте медиа высказывали предположения о возможном лишении Казани права на проведение в 2016 г. чемпионата мира по легкой атлетике среди юниоров (что в итоге и произошло).

Обращает на себя внимание меньший, чем раньше, удельный вес в зарубежном информационном поле российских регионов нефтегазовой тематики. Единственной территорией из первой десятки, для которой данная повестка традиционно осталась ключевой, стала Сахалинская область. Как и ранее, она неоднократно упоминалась в привязке к добыче и транспортировке нефти и газа, в том числе в рамках проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в контексте взаимоотношений «Газпрома» и «Шелл», а также конфликта между российскими властями и корпорацией ExxonMobil. На фоне интереса к указанной тематике даже арест губернатора Сахалинской области А.Хорошавина не стал фактором ухудшения позиций региона в рейтинге, несмотря на выраженную негативную окраску данного события.

Два региона в 2015 г. стали местами проведения статусных мероприятий, информация о которых распространялась англоязычными СМИ, а именно, Республика Башкортостан (саммит БРИКС) и Красноярский край (Красноярский экономический форум). Саммит БРИКС привлек широкое внимание благодаря насыщенной повестке – соглашению по банку БРИКС, договоренностей России и Пакистана по вертолетной технике, России и Индии по атомному топливу, переговоров между Индией и Ираном и т.п. Красноярский форум вызвал интерес за счет заявлений участников, в частности, министра энергетики РФ А.Новака, не исключившего прекращение подачи газа на Украину в случае отсутствия предоплаты за «голубое топливо» за март 2015 г.

К числу постоянных факторов упоминаемости российских регионов в изучаемой выборке СМИ также стоит отнести заявления рейтинговых агентств по кредитным рейтингам того или иного субъекта федерации или его столицы. Иногда они были подтверждены на прежнем уровне, а в некоторых случаях – снижены (например, в отношении Республики Татарстан Fitch сохранила рейтинг, а Moody’s понизила).

Среди негативных информационных поводов помимо уже упомянутых можно выделить такие, в которых регионы оказывались вписаны в более широкий – общефедеральный – контекст. Так, например, Краснодарский край упоминался в связи с тем, что граждан Турции выдворили с сельскохозяйственной выставки, прошедшей в столице региона, а Томская область – из-за ареста блогера, писавшего «проукраинские посты» в Интернете.

Несколько меньшую роль среди негативных факторов играли разноплановые катастрофы. В частности, СМИ писали о падении в Краснодарском крае самолета МиГ-29 летом 2015 г. и о пожаре в ТЦ «Адмирал» в Казани, в результате которого погибли 19 человек. В некоторых случаях имело место «побочное» воздействие катастроф или шлейф от них, который тянется в течение нескольких лет. Например, в связи с пожаром в Воронежской области медиа вспоминали крупнейший пожар в новейшей истории России, произошедший в Перми в 2009 г.

В некоторых случаях даже одного незначительного инцидента могло оказаться достаточно для существенного ухудшения положения территории в рейтинге. Так, ситуация, при которой сестру известной российской модели Н.Водяновой выгнали из кафе в Нижнем Новгороде, стала одним из факторов снижения Нижегородской области сразу на 21 позицию по сравнению с предыдущим годом.

Как отмечает Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, выпускаемый пятый год рейтинг «Смыслографии» убедительно показывает, что с зарубежным информационным полем целенаправленно работают не более полутора десятков субъектов федерации. «Три из пяти российских лидеров по инвестиционному климату 2015 года представлены в зарубежных СМИ просто плачевно: Ульяновская область - 51 место, Тамбовская – 60 место, Белгородская 69 место», – отмечает он. В.Шулаев считает, что из-за предельно малых величин представленности регионов в иностранных медиа достаточно одного информационного повода с крупной местной компанией, чтобы подняться вверх на 20-30 позиций, как это произошло с Челябинской и Вологодской областями. Рекордный же подъем в этом рейтинге – на 39 позиций – совершил Алтайский край, чьим главным информационным поводом для упоминания зарубежными СМИ в 2015 году стало сообщение о том, что «жители Барнаула предпочитают видеть на посту мэра города кота Барсика». Эксперт АГТ уверен, что регионам, игнорирующим работу с зарубежным информационным полем и занимающим последние 10 позиций в этом рейтинге, – в том числе Бурятии (76 место) и Владимирской области (79 место) – пока рано рассчитывать на зарубежных туристов.

По мнению директора аналитического направления агентства «Смыслография» Григория Кислина, с точки зрения интереса зарубежных медиа к российским территориям для 2015 г. характерна своего рода информационная стагнация. «Не наблюдается ни количественных, ни, что важнее, качественных прорывов. Речь идет об устоявшейся повестке, и предпосылок к ее расширению не просматривается. Бросается в глаза минимальное присутствие деловых и особенно гуманитарных сюжетов в англоязычных СМИ. На фоне кризисных явлений в экономике ощущается не менее явственный кризис идей. Дело, вероятно, не только в отсутствии каких-то неожиданных решений, способных вызвать позитивный интерес к российским территориям за рубежом, но и в слабой мотивации к выработке таких решений в сложившихся обстоятельствах», – констатирует Г.Кислин.

С полной версией исследования можно ознакомиться на сайте Аналитического агентства «Смыслография» в разделе «Исследования».


Ньюсмейкер: Аналитическое агентство Смыслография — 12 публикаций
Сайт: s-graph.ru
E-mail: p.plugatarenko@s-graph.ru
Тематические сайты: Исследования, статистика, аналитика, Средства массовой информации, медиа
Сайты субъектов РФ: Алтайский край, Башкортостан Республика, Белгородская область, Бурятия Республика, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Краснодарский край, Мордовия Республика, Нижегородская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тамбовская область, Татарстан Республика, Ульяновская область, Челябинская область
Сайты городов субъектов РФ: Нижегородская область - Нижний Новгород, Новгородская область - Новгород, Пермский край - Пермь, Татарстан Республика - Казань
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Иран, Пакистан, Россия, Турция
Сайты регионов мира: Ближний Восток